На сайте рейтинговой группы RAEX вышло интервью, которое является частью исследования российских фондов целевого капитала.
На вопросы ответил Дмитрий Пигарев, руководитель направления по работе с с целевыми капиталами и корпоративными клиентами «ТКБ Инвестмент Партнерс» (АО), который отвечает за инвестирование двух капиталов Фонда - Целевого капитала на развитие предуниверситария и Целевого капитала на выплату стипендии им. Б.А. Калина.
Какой срок для инвестирования наиболее распространен? Как определяется стратегия вложений средств?
Чаще всего у организации есть определенные цели, и, исходя из этих целей, совместно определяется срок инвестирования. Стратегия инвестирования, как правило, – один год, потому что именно по итогам года формируется инвестиционный доход, который целевые капиталы могут тратить. Но иногда случается, что целевые капиталы готовы на более длинные горизонты, 2-3 года. Больше трех лет редко случается.
Тут в первую очередь важны цели – на что и с какой периодичностью нужны деньги. Например, если это университет и музей, которые регулярно выплачивают пособие каким-нибудь уважаемым сотрудникам, которые сейчас временно не работают, то логично, что горизонт инвестирования будет годовым. А если целевой капитал ориентирован на, допустим, постройку нового корпуса, то речь может идти о более длинных сроках.
Как финансовый инструмент вроде эндаумента, по определению ориентированного на долгий срок, подходит для нынешних времен – с экономической турбулентностью, высокой инфляцией и т. д.?
Из-за того, что у нас стратегия достаточно консервативная, турбулентность в экономике не оказывает значительного влияния на рынок. Инструменты используются в первую очередь консервативные, поэтому те просадки по доходности, которые были у некоторых ЦК в 2022 году, оказались компенсированы в 2023 году. Это характерно, насколько мне известно, не только для нашей компании, но и для многих других УК.
По идее, длинные деньги – более рискованные деньги. Но противоречие я вижу, скорее, в том, что длинные деньги в России – не длинные, они на самом деле короткие. Что пенсионные фонды, что эндаумент-фонды – чаще всего они инвестируют на год. То есть они никакие не длинные, они очень вполне себе короткие.
Насколько жестко закон регулирует направления и инструменты инвестирования для эндаументов?
Закон определяет перечень категорий инструментов, которые доступны для инвестирования. Он достаточно широкий и не так жестко регламентирован, как сделано в отношении, скажем, НПФ.
Тем не менее перечень все-таки определен и содержит вполне разумные ограничения. На рынке эндаумент-фондов сформировано сообщество, которое постоянно модернизирует регулирующий его деятельность закон – улучшает, расширяет указанный перечень, изменяет там, где нужно. Так что нельзя говорить здесь о жесткой зарегулированности, вполне можно работать.
Для рынка энадументов в последнее время более характерна фрагментация или концентрация?
Каждый год появляется какое-то количество маленьких фондов целевого капитала, это более-менее равномерный, стабильный процесс. Но при этом на 10% фондов приходится 90% средств.
Есть ли какой-то порог, начиная с которого эндаумент в состоянии выполнять более-менее значимые цели? Пусть даже это будет цифра вроде «средней температуры по больнице».
Это разные вопросы, потому что тут всё зависит от размера бюджета у организации или у конкретного проекта. Если мы, например, берем какой-то крупный университет, у которого бюджет составляет несколько миллиардов рублей, то для него эндаумент в 10 млн – это скорее символ, задел на будущее, чем реальный инструмент. А для какой-нибудь НКО эти 10 млн – огромная и способная принести реальную и ощутимую пользу сумма.
Полный текст интервью читайте здесь: https://raex-rr.com/NKO/endowment/endowment_research/2024/opinions/pigar...